ОАО «ЗРМ
Россошанский» расположен в центре города Россошь Воронежской области.
Завод был
построен в 1911 году, территория завода расположена в северо-западной
части
г.Россошь на землях, ранее принадлежавшим помещикам разных фамилий и династий.
Одной из владелиц была Овсянникова. Само поместье располагалось на месте
теперешнего детского садика «Улыбка», построенного в дар г. Россошь итальянцами.
До сноса этого здания в нем долгие годы располагалось Россошанское медицинское
училище. Первоначально территория будущего завода ограничивалась теперешними
улицами Ленина,
переулком
Урицкого, а с южной стороны магазином Мебель. На этой территории располагалась
часть одноэтажных зданий в кирпичном исполнении и несколько деревянных
складских
сооружений. Здание магазина Мебель ранее принадлежало заводу. Так вот в нем, в
помещениях теперешнего склада жмыха, в снесенном кирпичном складе (на месте
которого сейчас стоит бак для масла емкостью 400 тн) по всей видимости,
располагались конюшни.
Старые хозяева
земли содержали в них лошадей. В пользу этого предположения говорит тот
факт, что в
стенах зданий были вделаны кольца для привязывания лошадей, и в стенах были
расположены небольшие окна с арочными перекрытиями. На месте расположения в
настоящее время гаража для легковых машин также стояло кирпичное здание, имевшее
два
выхода с дверями арочного типа. Это сооружение располагалось в притык к
теперешнему
магазину «Мебель».
Старые
работники завода и старожилы города помнят, что на месте гаража долгое
время
располагалась контора завода. Это было одноэтажное здание из кирпича старой
постройки. Поскольку размер старого выпуска кирпича по длине равному 30 см, то и
стены,
самой постройки, имели толщину более 60 см, но стояли без цоколя на слабом
фундаменте. До революции да и в первые годы Советской власти это здание шириной
8 м и
длиной более 40 м было крыто соломой, а затем перекрыто жестью.
По рассказам
старожилов и их предков до революции в этом здании обитал обслуживающий лошадей
народ. А уже после Отечественной войны в западной части
здания
находилась лаборатория, и впоследствии квартира из нескольких комнат , где
жили
часто сменяющиеся директора завода первых послевоенных лет. Надо отдать должное
нашим предкам - они умели строить и заботиться о поддержании
порядка и
соответствующих удобств. Вся территория, прилегающая к бывшим
хозяйственным
постройкам и местом расположения конюшен была отсыпана кусковым
мелом , а
сверху слой грунта на штык лопаты. Можно с уверенностью сказать, что на
территории
двора никогда не было луж, так как слой мела служил в качестве дренажа.
Состав и
строение почвы в пределах теперешней территории завода различны. В районе 2-ой
сушилки складов №2,3 на небольшой глубине (более 2 м) залегает чистый песок, то
на
территории цеха халвы почва суглинистая, а верхний слой солончак. А на глубине
4-5 м
расположены плывуны. При строительстве канализационной станции перекачки
строители с
большими трудностями закладывали фундамент под здание и под
оборудование. А
пожарный бак (недалеко от станции) опускали в котлован, заполненный
водой.
Грунтовые воды подходят близко к поверхности земли и часто заливают приямки
и
галереи складов именно в северной части территории завода.
В воспоминаниях
старожилов города бытует легенда, что в старые времена от территории завода и до
возвышенности на севере города располагались озера и болота,
что не так уж
далеко от истины. В районах мясокомбината до сих пор есть озера и
болотца.
Из исторической
справки (А.Морозов):
«В начале
XIX века
Россошь была главной резиденцией Чертковых- помещиков, стоявших
в ряду с
крупнейшими землевладельцами России. Барский дом Чертковых сохранился до
сих пор.
(Поскольку эти строки писались еще в 1978г.-то там располагалось медучилище.)
«Позже большим
землевладением при слободе Россошь было имение братьев
Плотииц^иых,
которое они приобрели у генерал-адъютанта М.И. Черткова. В то время в России уже
развивался капитализм, товароденежные отношения.
В новых условиях
Плотницыным оказалось не под силу хозяйствовать на 29,0 тыс. десятин земли.
Неумеренные траты, добытых тяжелым трудом крестьян денег, привели имение в
расстройство. За долги владельцев имение сначала перешло в собственность банка,
а затем было куплено помещицами О.А.Овсянниковой и А.А. Дъячковой.»
А уже в 1911г. на
земле бывших помещиков жителем слободы Россошь Котовым был построен
маслобойный завод. История не сохранила данных, какова была производительность
завода и какое оборудование было расположено в нем, но очевидцы утверждают, что
в помещении теперешнего фильтрового отделения располагалась крупорушка.
Более достоверными
данными можно располагать, начиная с довоенного (1941-45г.) и послевоенного
времени. В то время сырьевая база завода состояла из 4х кирпичных и 2 деревянных
построек складов емкостью до 2,5 тыс.тн. подсолнечника. Основное производство
располагалось в 2х этажном помещении рушально-веечного отделения и одноэтажного
помещения прессового и фильтрового назначения. Просушка семян велась на сушилке
типа цно (Рандольф). Сама сушилка размещалась в помещении, где сейчас
производится взвешивание семян перед производством и представляет собой камеру
из кирпичной кладки. Сверху по полочкам пересыпался подсолнечник, а сбоку
вдувался горячий воздух, который снимал влагу с сырья, вентилятором выбрасывался
в атмосферу. Сооружение было пожароопасное и часто были загорания внутри камеры.
Поскольку в те
годы автотранспорта было еще мало, подсолнечник привозили затаренный в мешках на
подводах, движимых лошадьми и волами. На плечах грузчиков или владельцев семян
мешки по трапу перемещались в завальную яму перед рушально-веечном отделением
или же при помощи передвижных транспортеров загружалось в склады.
В послевоенное
время энергетическое хозяйство завода состояло из 2х паровых котлов типа
«Ланкашир» и горизонтальной паровой машины фирмы «Винхальд». С помощью канатной
передачи осуществлялся привод в движение трансмиссий рушально-веечного и
прессового отделений. 2 вальцевых станка, 2 семеновейки, 2 рушальных барабана и
сепаратор семян приводились в движение от трансмиссии располагавшейся на стене
над вальцами с дальнейшим приводом на 2-ой этаж и сушилку. Оборудование
прессового отделения составляли гидравлические прессы, первоначально открытого
типа, а затем закрыт ого типа «компиуна - прессов» отжим масла осуществлялся
посредством формирования пакетов товара из жаровни, укладкой их в виде стопы под
поршень гидравлического насоса. В качестве прокладочных салфеток использовалась
ткань из верблюжьей шерсти. После отжима получались плиты жмыха или
четырехугольные или круглые в зависимости от конструкции пресса. Существовала
специально должность обдирщика, в задачу которого входило снимать салфетки с еще
горячих плит. Масло фильтровалось на рамных фильтропрессах . Первоначально
фильтропрессы были с ручным зажимом, и лишь в начале 50х годов на заводе стали
внедряться с гидравлическими или механическими зажимами.
Система управления
заводами по переработке подсолнечника на предприятиях Ц.Ч.Р. осуществлялась из
Воронежа. После войны существовал Росмаслотрест, затем преобразованный в
Управление масложировой промышленности, и наконец - Объединение масложировой
промышленности Ц.Ч.Р. Эта организация подчинялась непосредственно главку в
Москве, а уже тот- Министерству пищевой промышленности РСФСР.
Управляющим
Росмаслотреста в начале 50х годов работал некто Батурин, человек властный и
решительный. К его приезду на заводы руководство заводов готовилось заранее и
тщательно. Тщательно убиралась территория, оборудование и здания ремонтировались
и подкрашивались.
Существовала
своеобразная тенденция в поведении Батурина - он не давал засиживаться на
руководящих должностях директорам и гл. инженерам. Через 3-4 года работы на
одном заводе они переводились на другие предприятия с целью внесения свежей
струи в работу предприятий, а заодно и набираться опыта.
Если провести
хронологию сменяемости директоров с послевоенного времени на Россошанском
маслобойном заводе, то цепочка выстроится следующим образом: Грачев,
Дзюба,Кузенко П, Копытин Д.Н., Нечепуренко В.Ф. Рудичев В.Д. Ломоносов Н.М.
Чмыхов И.А. Черваков В.В.
Наиболее
колоритной фигурой в этом списке был Кузенко П . Выходец из крестьянской семьи,
по профессии первоначальной - кузнец, он вошел в состав «красных директоров»
,выдвигаемых партией в тот период на хозяйственную работу Это был хитрый хохол,
ростом под 2 метра и соответствующего телосложения. Он умел ладить и с районным
и областным начальством, умел принять их на заводе и соответствующим образом
проводить. Эти способности, а также влияние технического прогресса
способствовали тому, что с 1950г. на заводе началась первая реконструкция.
В новом здании
котельной взамен Лошкаширских паровых котлов было у становлено 2 паровых котла
КРШ-4 производительностью 4 тн. пара в час. Один котел работал на угле, второй
на лузге. Перегретый пар с одного котла поступал на вновь смонтированную
вертикальную паровую машину фирмы Броуэт-Линдлей с электрогенератором на 350 л с
(240квт) Второй котел вырабатывал влажный пар и с давлением 5 атм. поступал на
уже существовавшую горизонтальную паровую машину и для нужд технологии.
Взамен
гидравлических прессов была смонтирована новая технологическая линия: форчан
Скипина, форпресс ФП, экспеллер МПЭ-1. Форчан Скипина представлял собой
конструкцию из чана диаметром 2м и высотой 60-70 см без паровой рубашки, зато
днище имело отверстия диаметром 10-12 мм, имелось ложное днище с такими же
отверствиямии способную перемещаться по оси, совмещая или перекрывая отверстия в
днище.
Сущность
способности получать масло методом Скипина без давления, используя увлажнение
мятки до 9% и нагрев до 80 градусов позволяло обеспечить съем масла до 65% от
его содержания в мятке. После форчана мятка имела влажность до 14% и попадала в
2х чанную жаровню и затем в 5ти чанную, после чего поступала на форпресс. Жмых
из-под форпрессов проходил дробилку, 5ти катковый вальцевый станок и поступал
на экспеллер МПЭ-1. Конструкция экспеллера состояла из шнековой жаровни,
вертикального шнекового питателя и основного отжимного вала типа экспеллера ЕП.
Регулировка зазора на выходе жмыха осуществлялась вручную с помощью зажимного
кулачкового устройства. Производительность завода по этой схеме составляла 80-90
тн семян в сутки. В сутки вырабатывалось 24-26 тн масла, выход масла до 32%, а
выход лузги до 28%. Подсолнечник был низко масляничный, хорошо обрушивался и
содержание лузги в мятке - не более Зх%. Росмаслотрест заботился об обеспечении
потребности завода в кадрах. После окончания Бобровского профтехучилища на завод
приехали рабочие по специальности рушаль, прессовщик, электрик :Иванов, Алишан,
Вишневская, Воробьева. Из техникумов приехали Ряспина (Ковалева), Зеленко Э.К,
Пешкова Н, Савенкова З.И. Позже приехали и закрепились на заводе Хальченко Т.Г.
Петренео Р.А. Работали и лаборантами и начальниками лаборатории и сменными
мастерами.
Необходимо
отметить, что вышестоящая организация осуществляла жесткий контроль за ведением
технологического процесса, работой лаборатории, технологического цеха. Регулярно
проводили проверки, ревизии по качеству сырья и готовой продукции. Опытные
жаровщики из старых работников таких, как Сало Н.П., Лаптиев Ф.П., могли на
ощупь, пальцами определять качество товара из жаровни. Если плохо прожаренный
товар попадал на гидропресс, то прессуемая масса под давлением разлеталась во
все стороны и стоило большого труда все это очистить.
Реконструкция
прессового отделения поставила вопрос о строительстве нового рушально -
веечного отделения и эта задача была решена силами заводского коллектива при
поддержке вышестоящей организации и за счет ссуд госбанка в 1958 г. В те времена
не было подрядных организаций или «шабашников», которые эту работу бы выполнили.
Все подъемно - транспортные операции при строительстве Р.В.О. и других работах
осуществлялись с помощью крана типа «Пионер» сконструированным силами ремонтной
группы завода. Сейчас, глядя на обилие автотранспорта на заводе с грустью
приходится вспоминать, что например в 1955г. на заводе была 1 автомашина Газ-АА,
1-Форд, ЗИС-5 и то один с бочкой для перевозки масла на пристанционную базу
завода. Основные перевозки осуществлялись автоколонной. В это же время завод
имел своих лошадей и использовал их для разных хозработ и помощи рабочим завода.
Так как канализации еще не было, то из сборной ямы, куда сливались отходы цеха,
прачечной, бани, туалета подсобный рабочий черпаком на длинной ручке заливал в
бочку и лошадка все это отвозила на свалку.
Но технический
прогресс настойчиво стучался в двери. Стоял вопрос об обеспечении сохранности
сырья. Решением Горисполкома была расширена территория завода с доведением ее
границ до школы №1 вдоль забора строительного училища. На присоединенной
территории в начале 50х годов строится здание сушилки с последующим размещением
в ней одного сушильного барабана. В скором времени взамен старой сушилки ЦЧО
около производства монтируется еще один сушильный барабан. Началось
строительство складов сырья с устройством механизации загрузки и разгрузки.
Первым был
построен склад на 2,5 тыс. тн семян подсолнечника в притык к сушилке №2
сносятся один за другим два деревянных склада и вводятся в строй склады №3 и №4
«Росмаслотрес» преобразуется в Управление масложировой промышленности - во главе
стал Афанасьев Н.П В функции управления входили вопросы обеспечения завода
сырьем, ремонтными и строительными материалами ,сбыта готовой продукции, а также
контроль за качеством сырья и готовой продукции.
В середине 50-х
годов в г. Россошь был установлен энергопоезд и появилась возможность получения
электроэнергии от городской сети. Был произведен демонтаж 2-х паровых машин и
смонтировано 2 дизельных установки с эл. генераторами на 50 квт для ремонтных
нужд во время остановки.
В 1962г. завод
проводит реконструкцию прессового отделения. Взамен форчана, экспелеров МПЭ-1
устанавливается 2 жаровни жб, 2 форпресса МП-62, 2 форпресса ФП и 7 экспелеров
ЕП. Меняется кровля прессового отделения с установкой взамен
деревянных-металлических ферм. Кровля была совмещена с потолком и снизу
оштукатурена. ПОЛ был выложен метлахской плиткой. После реконструкции завод
стадильно перерабатывал 100-105 т семян в сутки и имелась возможность
планировать заранее проведение остановок завода на профилактический ремонт по 48
часов в месяц. Необходимость сохранения качества сырья, а вслед и готовой
продукции, привело к решению вопроса о строительстве сушилки на 4 барабана и 2х
складов №1 и №5 на 6,0 тыс. тн и все это было выполнено к концу 60х годов. В
целях поднятия производственной мощности в 1968-69г. было дополнительно
установлено в прессовом отделении еще 2 экспеллера ЕТП-20. В рушально-веечном
отделении устанавливается дополнительно два рушальных барабана, три
аспирационных вейки, две дробилки жмыха, один вальцевый станок. Схема работы РВО
предусматривала на вейках контроль ядра, перевод и контроль недоруша на
сепараторе ЗСМ-10 . На очистке семян уже использовались сепараторы ЗСМ-50. На
месте склада семян, прилегающему к производству,был смонтирован бак для масла на
400тонн, и на 100 тонн на пристанционной базе. При разгрузке семян из автомашин
были использованы два десятитонных на тросах автомобилеподъемника. Впоследствии
их заменили на ГУАР-15 и около сушилки №1 был установлен ГУАР-30. Россошанский
завод растительных масел расположен в южной зоне ЦЧР, Здесь раньше начиналась
уборка урожая, что способствовало сохранению качества сырья. В процентном
отношении(по сравнению с другими заводами Управления) наш завод всегда имел
более высокий показатель по выработке масла и первого сорта.
Следует признать,
что Россошанский маслобойный завод , особенно в 60-70 годы был
высокорентабельным производством. Начиная с 1968 года при работе 9-ти экспелеров,
переработка достигала 150-160 тонн семян в сутки. В месяц вырабатывалось
1700-1800 тонн масла, Себестоимость тонны масла составляла 580-650 руб , Оптовая
цена 900руб, а розничная 1500 р. Выработка на одного рабочего достигала 50-55,0
тыс руб. в год.
Однако заводу
оставляли деньги только на зарплату, проведение текущих и капитальных ремонтов,
поддержание оборотных средств . Правда, были еще пооощрительные фонды. За счет
их, особенно в период существования Совнархозов, выделялись средства на закупку
нового оборудования , жилищное строительство. Первый дом на 8 квартир был
построен по улице Советской 2-В в 1959 году, в 1962 году был сдан в эксплуатацию
8 ми квартирный дом по улице Пролетарской, 100 ,а через несколько лет построили
16-ти квартирный дом по улице Октябрьской 107 А . В основном строительство жилья
шло хозспособом- силами работников завода. Последний 2-х квартирный дом был
построен по улице Космонавтов в 1974 году.
В 1969 году была
осуществлена канализация завода. Общая ее протяженность 3,4 км, было построено 2
станции перекачки. Одна перекачивающая станция и вся наружная сеть были переданы
на баланс ПОЖКХ.
В середине
восьмидесятых годов была реконструирована пристанционная база завода. Взамен
сгоревшего деревянного склада, где размещались жмых и баки с маслом, был
построен из шлакоблока склад, где разместились хранилище жмыха, два бака по 15
тонн для масла, насосная установка для слива масла и закачки его в
железнодорожные цистерны. Ранее были асфальтированы две площадки для разгрузки
семян из вагонов. На южной площадке была смонтирована норийная установка для
приема семян из жд. вагонов и размещения их с помощью цепного транспортера по
площадке. Вскоре были произведены работы по удлинению железнодорожного
подъездного пути с возможностью одновременной погрузки жмыха в вагоны, залива
масла в цистерны и разгрузки семян из вагонов. Был построен склад семян на 1,5
тыс.тн с установкой 2-х норий для разгрузки семян в склад.
Хочется сказать
много добрых слов о тех тружениках, силами которых проводилась реконструкция,
строились новые объекты. Плотник Дзюба П.Т. изготавливал из досок трубы норий
деревянного корпуса подшипников (металлу в те времена было мало), мог
приспособить от шнека к нории деревянную течку. Каменщик Чехов Г,В, обеспечивал
с большим мастерством ремонт зданий и сооружений, обмуровки котлов и печей для
сушки сырья. Фамилии старшего слесаря хозяйства Татаренко И,Д, и ст. электрика
Тарабанова Н,Г, были хорошо известны не только на заводе, но часто выдвигались в
депутаты городского районного Советов. Много кирпичей в строительство зданий и
сооружений вложили работающие по разным специальностям и в период простоев
завода каменщиками Шапошников Н.Н. Дьяков, Титовский Н, работали плотниками
Киселеа А, Чехов М.А., Малеванчук А. и другие.
Начальниками
лаборатории работали Ковалева, Наталич Л.Б., Попова (Федорова) Ж.Д., Хальченко
Т.Г., а Чушко О.А. начинала работать грузчиком в сырьевом отделе, закончила
заочно техникум в г. Россошь и с успехом заменила долго проработавшего
начальником сырьевого отдела Горбенко И. П. на его посту. У О.А. был и есть
сейчас особый талант организовывать рабочих своего отдела на разгрузку вагонов,
обеспечении сырьем производства, может быть потому, что ее можно встретить на
заводе и днем и ночью и в выходные дни. Можно еще и еще называть имена и фамилии
добрых тружеников завода и среди них следует упомянуть тех, кто был награжден
орденами и медалями за доблестный труд. Это рушаль Пересадина А.П. прессовщик
Прокопенко Е.Ф, рушаль Малеванчук А,Н„ электросварщик КОПАНЬ В,Я, и другие..
Объединение
масложировой промышленности в Воронеже (созданное на базе управления) одно время
вынашивало мысль о строительстве на заводе цеха электростанции. Даже был
разработан проект строительства железнодорожной ветки к заводу по улице
Мордовцева от Ольховатской ветки. Но СЭС отклонила это строительство ввиду
трудности создания вокруг завода санитарной зоны, слишком близко прилегал жилой
сектор. А поскольку экстракция ведется с помощью экстракционного (легколетучего)
бензина, это производство связано с повышенной пожароопасностью.
В 1986 году
Объединением масложировой промышленности принимается решение о реконструкции
завода и строительстве цеха халвы. Воронежский проектный институт (ул. Донбаская
2) разработал проект размещения производства халвы в двух спаренных модулях типа
«Кисловодск « Одновременно проект предусматривал строительство котельной на 4
котла, паропроизводительностью по 4 т в час каждый, строительство весовой,
электроподстанции на два трансформатора по 800квт и напряжением Юкв. Также была
предусмотрена прокладка 2х ниток эл.кабеля на 150 кв.см от районной подстанции,
протяженностью 3,4 км каждый. На улице Мордовцева около завода построена
промежуточная подстанция на 16 ячеек. Строительство цеха халвы было начато в
1987 году ив 19992году объект был сдан в эксплуатацию. Еще раньше были введены в
работу новая весовая и электроподстанция. Котельная на газе была завершена
монтажем позднее.
Генподрядчиком по
строительству, выступала строительная организация МПМК-2(нач. Топчиев А.И.)
Работы велись с задержками и привлечением многих субподрядчиков. В окончании
строительства котельной, завершении монтажа оборудования и газового хозяйства
много сил приложил Бацура Н.В„ он же и обеспечил пуск ее в эксплуатацию.
Рудичеву В,Д, как гл. инженеру завода и с конца 1987года ответственному за
реконструкцию от завода, пришлось много раз встречаться с проектной организацией
и требовать перепроектирования целого ряда объектов. Так трасса прокладки
кабелей была перенесена с улицы Калинина на улицу Мордовцева, в районе поймы
реки Россошь, ввиду заболоченности местности часть трассы была выполнена
воздушной линией.
Прокладка газовой
линии, раннее по проекту, велась по улице Малоедова, но там оказалось
невозможным вести работы из-за стесненных условий. Трасса прошла по улице
Авдеева, Р.Люксембург и по улице Ленина и в завод введена воздушкой. Много
изменений пришлось ввести в компоновку цеха халвы и котельной.
В настоящее время
мощность завода по переработке сырья составляет-100 тонн семян подсолнечника в
сутки или З0тс.тн в год. Подсолнечник перерабатывается на давальческих условиях
. Сырье на завод поступает автотранспортом от ТОО, СТОО, частных
предпринимателей фермерских хозяйств воронежской области, Ростовской области.
В декабре 1992
года завод растительных масел преобразован из государственного предприятия в
акционерное общество открытого типа «завод растительных масел Россошанский»-
АООТ «ЗРМ Россошанский». 51% акций было передано коллективу завода, а 49%
-сельхозпроизводителям. Завод имеет свой устав, является юридическим лицом,
имеет расчетный счет в банке. АООТ «ЗРМ Россошанский» имеет 8 участков -
технологический-основной и вспомогательные участки: сырьевой,
ремонтно-механический, автотранспортный, Склад готовой продукции, котельная, цех
халвы, энергоучасток, участок розлива масла.
В октябре 1996
года введена в строй линия розлива масла в полиэтиленовые бутылки емкостью 1
литр, производительностью 2 тонны в сутки - 2500 бутылок за 8 часов.
Водоснабжение -городской водопровод, максимальное потребление - 212 куб.м в
сутки. Канализация - городские канализационные сети; электроснабжение завода
осуществляется от заводской подстанции с установленными двумя трансформаторами
320, 560 КВА.
На заводе имеется
столовая- 40 посадочных мест, база отдыха на реке Дон, медпункт. С мая 1999года
освоено производство обжаренного ядра в пакетиках по 50гр. С декабря 1999 года
освоено производство минеральной воды « Бобровская» в полиэтиленовые бутылки
емкостью 1,5 литра, производительностью - 2200 шт в сутки, введена линия
выморозки масла.
14 мая 1996 года
на собрании акционеров Генеральным директором был избран Лопачев Виктор
Михайлович, который и сейчас возглавляет завод растительных масел, под его
руководством завод вышел в число передовых предприятий в городе.
|